01/12/2013
«Вам помойка принадлежит?» - «Да." - «А у вас там кто-нибудь бутылку собирает?» - «Нет никто.» - «А вас это как-то интересует?" - «Да ну ее..., не надо...»
Пару лет назад с таких телефонных переговоров сотрудники мусороперерабатывающих и МСС предприятий начинали свой рабочий день. Иногда такими же звонками и заканчивали. Но если появлялась хоть малейшая надежда приобрести где-то бутылку, они туда немедленно выезжали. Разговаривали с хозяевами помоек, рассказывали о бизнесе. Говорили: «Подумайте над пластиковой бутылкой. Хороший товар. Готовы у вас покупать. Можно все наладить. На таком-то полигоне уже наладили.» И люди потихоньку подтягивались. На одном полигоне стали собирать, на другом...
Стали смотреть, где можно купить готовый флекс - вторсырье для изготовления волокна. Но оказалось, что серьезных производителей флекса в России нет. Более того, не было и рынка ПЭТа - пластиковой бутылки, из которой делается этот флекс. То есть бутылку здесь никто практически не собирал. А кому это может быть интересно, если цена добру всего сто долларов за тонну, а в тонне - двадцать четыре тысячи бутылок? И чтобы перевезти эту тонну, надо забить доверху три с половиной «Газели»? Лишь некоторые мусоросортировочные заводы заодно с банкой, бумагой, тряпьем и металлом откидывали и ПЭТ. Но это были крохи: на всю Россию ПЭТа собиралось двести-триста тонн в месяц. Ну, может, четыреста. А нам для проекта по волокну требовалось гораздо больше.
Пришлось самим налаживать производство сырья. Занялись закупкой ПЭТа и выпуском флекса. И для этого открыли предприятие «ПЭТФЛЕКС». Сейчас в России ПЭТа собирают от двух до четырех тысяч тонн в месяц. И флекса производят от одной до двух тысяч тонн. Доля «ПЭТФЛЕКС» - в зависимости от месяца - пятьсот-восемьсот тонн в месяц.
Бутылка - товар легкий, объемный и дешевый. Чем меньше ты ее везешь, чем ближе ты к этой бутылке - тем эффективнее. Мы исходили из логистики и из того, что рядом должны быть крупные города, чтобы в потенциале использовать сырье оттуда. Сняли со стены карту, просчитали оптимальное расстояние - 250 километров.
И вот самый разнообразный народ на мусорных полигонах России собирает и вручную набивает бутылки в мешки. Потом все это прессуется и превращается в товар, который мы у полигонов покупаем. Дальше мы эту бутылку моем, отделяем этикетку, клей, рубим на автоматических линиях и получаем ПЭТ-флекс. Но нам все равно не хватает бутылки.
Сколько всего надо?
Полторы тысячи тонн ПЭТ бутылки ежемесячно. На сегодняшний день в России помимо нас есть еще переработчики. Но никто не может выйти на свои промышленные мощности. Я думаю, серьезные компании перерабатывают не больше трехсот тонн ПЭТа, а маленькие - около ста. И это - пустяк по сравнению с тем, сколько бутылок выбрасывается на помойки. На свалке города со стотысячным населением можно насобирать двадцать тонн ПЭТа за месяц. Страшно представить, сколько выбрасывает Москва.
И если бы одна Москва занялась сбором серьезно, то закрыла бы и наши потребности в сырье, и потребности наших конкурентов. Таких, как мы, компаний десять. Самый серьезный - «Комитекс», компания, у которой собственное производство нетканых материалов и волокна. Год назад они установили и линию по производству флекса. Но часть флекса они закупают у нас. А мы его продаем не потому, что он у нас лишний. Просто цепочка на сегодня не замкнута: мы пока еще не делаем волокно.
Что вообще делают из этой вторички?
- ПЭТ-флекс (полиэтилентерефталат) - очень популярное во всем мире вторичное сырье. Из него кучу всего делают. Самое главное - это волокно. Щетину для щеток уборочных машин и машинных моек, упаковочную ленту, пленку, черепицу, тротуарную плитку, щетину. В Китае порядка тысячи предприятий, перерабатывающих флекс в волокно. А в России пока три-четыре крупных предприятия, выпускающих волокно, и всего тридцать-пятьдесят, которые делают из флекса что-то еще. При том что вся страна завалена бутылками, и таких заводов, как наш, надо сотни, чтобы все переработать. Иначе, при нынешних темпах роста первичного ПЭТа, скоро случится экологическая катастрофа.
Картина мусорного мира
Что происходит на помойках?
Всё забито этим ПЭТом. И не только там. Даже море самоочищается: осенью во время больших штормов выкидывает на берег всякую дрянь - разный мусор слоями. Так вот, в Сочи после этих штормов образуется «линия ПЭТа». Метров десять шириной. Потом все сгребается и - на свалку. Свалка Сочи, куда свозится весь мусор города с населением в 400 тысяч без учета отдыхающих, располагается в горах. С одной стороны великолепный вид на море, с другой - на Кавказский хребет. А внизу, в ущелье - гигантская помойка. Поверх всего - слои пластика, а снизу, из-под свалки речка течет, которая впадает в море где купаются люди. И таких примеров, пусть и без моря - тысячи. На большинстве помоек нет порядка. Все неблагоустроенно. Если бы, например, государство выделило средства на те же мусоросортировочные заводы...
Мусоросортировочные заводы?
Их катастрофически мало. Сегодня мусорные полигоны - так на современном языке называется свалка - вручную собирают ПЭТ бутылку гораздо больше, чем заводы. Но, поскольку пока им гораздо интереснее выбирать алюминиевую банку, металл и картон, огромное количество пластика они закапывают или жгут, чтобы полигон не раздулся. А ведь если выбирать весь ПЭТ, то свалки сделаются на треть меньше. И все же полигонов, где сейчас организован ручной сбор, больше, чем приличных мусоросортировок. Такие можно пересчитать по пальцам. В Ярославле мусоросортировочный завод пропускает через себя 70-80 процентов всего городского мусора. А в Подмосковье всего три прилично работающих завода. Ну, может, пять.
Что такое приличный мусоросортировочный завод?
Приезжают машины, вываливают все в кучу. Куча постепенно переходит на транспортер, который находится на уровне пола. Транспортер поднимает все на уровень, скажем, второго этажа. Дальше лента идет горизонтально, вдоль нее по обеим сторонам стоят люди: одни выбирают металл, другие - тряпье, третьи - бумагу, четвертые - ПЭТ, пленки и пластиковую упаковку. Словом, все полезное. И скидывают в дырки в полу. Если это нормальный завод, то выбранные фракции подаются на другой транспортер и дальше - к прессам. Как правило, на разумных сортировках пресса разделяют: для металла, бумаги, ПЭТа. Все, что не выбрали - в помоечном бизнесе это называется «хвосты», органика и неорганика, которая никуда не сгодится, прессуется на других прессах. Затем грузится на машины и везется на захоронение. И получается, что, с одной стороны, больший объем мусора вы везете за меньшие деньги, а с другой - экономите второй раз, поскольку мусор, который вы захораниваете на полигоне, занимает меньше места. Не говоря уж о том, что туда не попадает пластик, который никогда не сгниет.
Что происходит на обычных свалках?
На большинстве ничего не происходит. Чтобы происходило, нужны средства. Надо почесаться: организовать процесс, провести дороги, поставить навесы, прессы, найти людей. На куче полигонов нет электричества. Складывается впечатление, что такие помойки зарабатывают только на приемке мусора и погашении талонов.
Каких талонов?
Мусорные машины имеют талоны - бумажку, которая позволяет машине заехать на помойку и там вывалиться. И если хозяином машины является, например, спецавтохозяйство, то государство платит ему за то, что оно вывозит мусор. А помойка получает деньги от государства за погашенные талоны и автоматически за утилизацию отходов. Есть у них, конечно, и сортировка какая-то, но основное - приемка мусора. И вот получается, что приходит частник в городскую администрацию и просит дать ему помойку. А ему не дают, потому что тогда талоны будет гасить он и он же будет зарабатывать.
Сейчас помойки принадлежат государству?
У нас в стране большинство свалок вообще нелегальные. Их не могут оформить, поскольку они не проходят по сегодняшним нормам и санитарно-экологическим правилам. И люди хотели бы сделать все по правилам, но не могут. Структуры разные, которые откатывают чиновникам и мутят на свалках свои дела. Чиновники на все закрывают глаза. А если помойка и легальная, то у нее тоже, как правило, проблемы или с СЭС, или с правом собственности. Или запускается нормальная компания на полигон, где «временные» неясности с оформлением документов, и она не знает, сколько просидит на этом: год, два, три… Люди не уверены, что стоит сильно вкладываться. И начинают ляпать времянки. Вот и получается, что все - временно.
Большинство наших свалок - нелегальные. Чиновникам это удобно, потому что они в любой момент могут сменить компанию-арендатора.
Помогите арендовать помойку
- Заинтересуйте людей. Дайте им возможность эти помойки арендовать. Но только по правилам. Любому бизнесмену гораздо проще, когда отношения развиваются в формальной плоскости: заключили договор и дальше по нему работаем. Не работаем - договор расторгается. А наша система загоняет в неформальные взаимоотношения. И если ты начнешь делать все, как надо, а все твои конкуренты по-прежнему будут делать, как не надо, то где ты окажешься со своим бизнесом? А если бы все строилось на формальной основе, тогда люди перестали бы тратить усилия на выстраивание «отношений» и занялись бы непосредственно делом. И ведь не надо изобретать никакого велосипеда! Уже есть опыт в других странах. А у нас - все чиновничьи дела. В общем, если государство этим всем не займется, то мы скоро окажемся в нем по самое некуда. Да и нам - переработчикам - государство могло бы помогать.
Ваш бизнес - ваши проблемы.
Потому что экология. ПЭТ, он же полиэтилентерефталат - самый используемый пластик. Первичного ПЭТа выпускают больше, чем любого другого пластика. Представляешь, сколько воды, пива в него разливается? И его становится все больше и больше. Количество ПЭТа на наших свалках по статистике каждый год увеличивается на пятнадцать-двадцать процентов.
А государство при чем?
Если бы оно в качестве помощи платило бы за тонну переработанной продукции, как это делается во всех цивилизованных странах и даже в Белоруссии, переработчики могли бы бутылку закупать дороже, поскольку часть средств, которые они тратят на закупку сырья, компенсировалась бы из дотаций. Соответственно, те, кто ее собирает, укладывались бы в себестоимость. В итоге бутылку больше бы собирали, больше перерабатывали и так далее. Еще государство могло бы облегчить налоговое бремя: начали работать, и первые три года, пока встаете на ноги, налоги не платите.
Есть еще варианты. Залоговая стоимость, например. Во многих странах в стоимость первичной бутылки закладывается некая сумма. Скажем, две копейки. И эти деньги дальше перераспределяются между теми, кто ее утилизирует. В частности, позволяют больше платить за сбор. Открываются приемные пункты. Везде, только не у нас. С бутылкой ведь какая проблема? Она очень легкая и объемная. Ее не прихлопнешь, как алюминиевую банку, и не набьешь ей сумку… И какая бабушка понесет 24 бутылки, если это килограмм по смешной цене? С транспортировкой тоже проблемы: если ПЭТ непрессованный, то в «Газель» влезает всего триста килограммов. Соответственно, по уму, на приемных пунктах надо ставить прессы. И опять - кто это станет делать и из каких денег? Именно поэтому у нас на улицах такие пластиковые завалы. Вот в Шанхае вы только выкинете бутылку в мусорку, обернетесь - а ее уже нет. Собрали. Китайцы, у которых мы оборудование покупаем, спрашивали: «Неужели правда, в Москве бутылка лежит?" А один китаец даже приезжал смотреть. Поразился.
Стоят же контейнеры для раздельного сбора мусора. Чем не пункт приема?
Есть два типа таких контейнеров. Одни стоят во дворах - для сбора «домашнего» мусора. Другие - на улицах, чтобы люди, проходя мимо, бросали туда пустые баночки и бутылки. На красивых уличных контейнерах, видимо, хотели заработать дважды: внутри собирать прекрасное сырье, а снаружи - на бортах - размещать рекламу. Но вышло так, что несознательные граждане бросают мусор как попало, а рекламу никто не дает. Что же до дворовых контейнеров... Приезжает машина, все вместе скидывает и поехали. Все на ту же помойку.
Сколько стоит раздельно собранная бутылка?
Прозрачная - самая дорогая. Затем голубая. Следом зелёная. И самая низкая по цене - коричневая.
Какая связь между цветом и ценой бутылки?
Самая высокая закупочная цена - на прозрачный флекс: семьсотвосемьдесят-восемьсот долларов за тонну. На зеленый и голубой в среднем семьсотпятьдесят-семьсотвосемьдесят. А самая низкая - шестьсот - на коричневый. Тут логика простая: продукции из прозрачного флекса можно придать какой угодно цвет. Волокно делать натурального цвета. А из коричневого получается только коричневая или черная продукция - так что область применения сужается. При том что оно - самое лучшее по качеству. И вот тут в одном вопросе государство совсем уж обязано помочь.
Качество сырья. Вторичка - сама по себе проблема. Во-первых, это всегда грязь. Привозят-то не откуда-нибудь, а с помоек. Все это разбирается и рубится на автоматических линиях на кусочки - флекс. Дальше стоят всякие моющие ванны, центрифуги, где отмывается грязь, смывается этикетка, уходит пробка. Из трехсот килограммов бутылки мы получаем двести килограммов флекса, а остальное - отходы.
Пожалуйста, если вы хотите помочь переработчикам бутылок и улучшить нашу общую экологию, выбрасывайте пробки и бутылки отдельно.
Что за проблема с пробкой?
Бутылка с завинченной крышкой плохо прессуется, так как в ней воздух. А многие пока работают на слабых прессах и, чтобы запрессовать бутылку, вынуждены нанимать людей, которые сидят и вручную свинчивают эти крышки. Так снижается производительность. И еще хочу сказать, что во время всех операций мы сталкиваемся с проблемой нестабильности качества сырья. Самая дорогая прозрачная бутылка - самого плохого качества. Потому что масса мелких и средних ее производителей клеят на что попало что попало и где попало. А самая хорошая - коричневая флекса. Потому что в коричневый ПЭТ в основном разливает крупняк: «Очаково», «Балтика». И они, естественно, соблюдают все технологии. Соответственно их ПЭТ отмывается быстрее, легче, чище и так далее. Утилизируется проще. И именно государство должно следить за тем, чтобы производитель первичного ПЭТа соблюдал нормы: клеил клеем определенного качества этикетки определенного качества. У нас же и тут - полный бардак. Экология - вопрос государственной важности.
В Шанхае только выкинете бутылку в мусорку, обернетесь, а ее уже нет - собрали. Один китаец приезжал в Москву убедиться, что на улицах валяются бутылки - убедился.
В бизнесе невозможно идти по поверхности. В любом вопросе надо разбираться - от самых простых, до самых сложных. Иначе у тебя будет неверная информация и ты обречен принять неверное решение.